Чувство Локтя, или как Сергей Катасонов один все за оппозицию решил
На днях Сергей Катасонов сделал в прямом эфире «Эха Москвы в Оренбурге» заявление о том, что он идет на губернаторские выборы этой осенью.
Казалось бы, ничего удивительного. Сергей Михайлович стоит во всех предполагаемых списках потенциальных соперников Юрия Берга, которые не составлял только ленивый. Однако… Политические баталии в регионе пока не начались только по одной причине – до сих пор не ясно, кто составит конкуренцию действующему губернатору от оппозиции. Представители этих партий все еще не определились – выставлять ли против Юрия Александровича единого бойца от оппозиции или, как говорится, каждый сам за себя. И Владимир Фролов, и Владимир Новиков только и говорят: «Ведутся активные переговоры, мы рассматриваем разные варианты, но решение будет приниматься на самом высоком уровне в каждой партии».
И тут, как гром среди ясного неба, заявление Катасонова: «Я иду на губернаторские выборы в Оренбургской области…. Решение принято на самом высоком уровне и одобрено Госдумой и администрацией президента». А ведь всего днем ранее в этой же самой студии и в этот же микрофон его коллега по партии Елена Афанасьева, тоже, кстати, потенциальный кандидат в губернаторы Оренбуржья, заявила, повторяя слова Фролова и Новикова – решение не принято, ждем отмашки «сверху».
Эти два противоречивых выступления представителей одной партии посеяли смуту в рядах журналистов – где же правда: действительно ли Катасонов стал единым кандидатом, но оппозиция пока пытается сохранить это в тайне, или Сергей Михайлович просто размечтался?
В официальных комментариях представителей справедливороссов и либерал-демократов ничего не изменилось – решения нет, а Катасонов просто поторопился делать такие заявления. Кроме того, в самой ЛДПР региональный координационный совет рекомендует своим высшим руководителям рассмотреть в качестве кандидата именно Елену Афанасьеву.
Сам же Сергей Михайлович не только объявил себя единым кандидатом, но и в том же прямом эфире немного рассказал о том, как он будет работать в случае победы. Оказывается, катасоновское правительство будет коалиционным. Четыре поста вице-губернаторов займут по одному представителю от каждой партии, представленной в заксобе. И тут же в качестве примера он называет фамилию Дмитрия Кулагина. То есть становится ясно, кому уже заготовлено место в исполнительной власти при новом губернаторе. Кроме того, потенциальный кандидат, не стесняясь, намекнул, что для того, чтобы получить поддержку в Кремле, нужно знать в какие кабинеты постучать. И именно он, да еще Юрий Берг в эти кабинеты вхожи.
Как ни странно, но выступление Сергея Катасонова, на мой взгляд, породило еще больше вопросов, не дав ответ ни на один из тех, которые висели в воздухе уже давно. Для чего сделано заявление о фактическом начале предвыборной кампании Катасонова, если даже сторонники не подтвердили его кандидатуру? Повысит ли этот шаг Катасонова его шансы на то, что в итоге он все же станет этим единым оппозиционным кандидатом? Для чего упомянут Кулагин в контексте симпатии к нему Катасонова – неосторожно проговорился или сознательно сеет раздор в рядах сторонников Берга?
У каждого из нас уже есть определенная точка зрения на то, какими должны быть ответы на эти и другие, не озвученные вслух вопросы. Но как будет на самом деле? Не секрет, что оренбургские политологи и социологи хоть и говорят о том, что только единый кандидат от оппозиции может составить конкуренцию Бергу, но все же признают – авторитет Юрия Александровича сегодня настолько высок в массах, что вероятность победы оппозиции довольно мала. Будет ли в бюллетене фамилия Катасонова, Афанасьевой, Фролова или вообще какой-нибудь «темной лошадки» из Москвы, появление которой также не исключают политологи, вероятность событий подобным тем, которые произошли в Новосибирске в апреле, когда на муниципальных выборах неожиданно победил единый депутат от оппозиции Анатолий Локоть, в Оренбуржье довольно мала.
И все же – с какой целью Сергей Катасонов делал такие смелые заявления? Как вариант, назвав себя единым кандидатом, да еще и упомянув фамилию одного из тех, кто находится в штабе Берга, как своего протеже, Сергей Михайлович надеется расстроить внутренний комфорт едроссов. Давно не секрет, что действующий губернатор довольно мстителен к тем, кто пошел против него. Возможно, сейчас он обратит пристальное внимание на того же Кулагина. Внутренние расследования и подозрения могут серьезно ослабить хватку Берга во время предвыборной кампании. Может, именно на это и надеется Сергей Михайлович? Пока в штабе едроссов будут вести охоту на ведьм, он легко сможет завладеть электоратом, повернув и эту ситуацию в свою пользу.
Есть еще один вариант ответа на вопрос о цели такого выступления. Причем он исходит от либерал-демократов. Когда Максим Щепинов рассуждал о том, что подвигло его коллегу по партии назвать себя единым кандидатом, он не исключил вероятности того, что Катасонов владеет некой инсайдерской информацией. Чем черт не шутит, а вдруг он и вправду вхож в некие закрытые для простых смертных кабинеты и просто не удержался, чтобы не поделиться тем, что еще не объявлено официально. С другой стороны, а если его фамилии все же не окажется в бюллетенях?
Хотя уже можно смело говорить о том, что если в предвыборной кампании все же будет участвовать Сергей Катасонов, она будет довольно яркой и добавит остроты борьбе.