Оренбуржцы часто слышат о казаках. СМИ то и дело рапортуют о «благих делах» современного казачества. То концерт организуют, то крестный ход, то мусор уберут, то лекцию прочитают о пожарной безопасности. Такой информационный фон формирует у населения в лучшем случае ироничное отношение к казачеству. Складывается впечатление, что мы имеем дело со своеобразным клубом ролевиков-тимуровцев, почему-то на самом высоком уровне поддерживаемым государством. У нас ведь даже вице-губернатор по делам казачества был! А вот по делам филателистов, толкиенистов и анимешников почему-то до сих пор отсутствует…
Участие современных казаков в политике, увы, их не красит. Говорят, в 1990-е годы оренбургские казаки делились на «белых» и «красных». Спустя 20 лет все цвета перемешались. До каких бездн абсурда только не доводит это всесмешение! В эпоху «белоленточных» протестов я своими глазами наблюдал, как на митинге у памятника «маленькому Ленину» прямо под фигурой вождя мирового пролетариата стояли казаки со знаменами КПРФ и листали книгу под названием…. «Оренбургские казаки в борьбе с большевиками»! Там же раздавали казачью газету, в которой был вложен номер «Оренбургской правды» с интервью очередного атамана под заголовком «Мне, казаку, все дала советская власть». Если это не шизофрения, то что?
Фигура Александра Ильича явно недооценена и недопонята даже его нынешними «сторонниками». Изрядная часть «необелогвардейцев» живет не подлинной историей, а мифами о Белой Гвардии, сформированными кинематографом эпохи позднего Брежнева. Если спросить этих людей, за что боролись Дутов и казаки Оренбуржья, вполне вероятно услышать замшелые клише вроде «За Веру, Царя и Отечество!». Но сражались ли казаки за монархию и за старый режим? Дадим слово самому атаману Дутову.
«Казаков упрекают в приверженности к монархии и корят тем, что бывшие цари милостивы были к казачеству. Да, милость эта очень ясно показывалась назначением атаманов казакам в лице Таубе, Граббе и друг[их] известных лиц. Ныне казачество имеет своих выборных атаманов. Монархи требовали от казачества колоссальных денежных затрат по отбыванию воинской повинности. Казаки должны были выходить «конно, людно и оружно», да еще за свой кошт – это ли не милость? У Оренбургцев – отнята Магнитная гора, у Енисейцев – земли, Уссурийцев – поселили на камнях и болотах, Терцам и Кубанцам наложили всякие запреты на нефть, Дону в свое время переселили столько крестьян, что задавили казачество. У Забайкальцев для поселенцев отобрали лишние куски земли, у Амурцев – тоже. Вот какие дары казачество получало от своих государей. Все военные законы о льготах и денежных пособиях, если касались казаков, то после долгих хлопот или с ограничениями, даже командный состав в большинстве был не казачий – ибо не доверяли. Вот как казаки были любимы. Нет, за такие вольности и права споров не будет. Пусть за старый строй идет кто-либо другой, а казачеству он достаточно известен, и любви к нему не было, да и никогда не будет. Если казаки не республиканцы чистой воды, тогда ищите в мире других таких. Казачество вольное, свободное, строго разумное, будет верно своим историческим традициям, и его с пути не собьешь». (из статьи А.И. Дутова «Позиция казачества»).
К сожалению, чтобы не раздувать объем моей скромной заметки, пришлось сократить цитату, исключив из нее рассуждения Дутова о казаках как подлинных социалистах и подлинных демократах. Но, тешу себя надеждой, что и приведенного хватило, чтобы разорвать пару шаблонов.
Стоит отдельно сказать и об отношении казаков к территориальному устройству России. Существуют два противоположных мифа — о великодержавности и о сепаратизме. На самом деле, как ни провокационно это звучит в нынешних обстоятельствах, казаки боролись за федерализацию России. Те, кто обвиняет казаков в сепаратизме, просто не знают, что федерализм — это не развал государства, а, по сути, единственный способ справедливого и добровольного удержания в составе одной страны столь различных между собой территорий, из которых состоит Россия. Федерализм — основа, на которой построены сильнейшие государства мира, такие как ФРГ и США. Атаман Дутов был последовательным федералистом и в теории, и на практике.
«Я люблю Россию, в частности свой оренбургский край, в этом вся моя платформа. К автономии областей отношусь положительно, и сам я большой областник. Партийной борьбы не признавал и не признаю». (из интервью А.И. Дутова Сибирскому телеграфному агентству).
Напоследок коснусь еще одного вопроса. А именно, вопроса национального, который служит подчас поводом для самых серьезных расколов в обществе и оправдания преступлений. Увы, среди современных казаков и просто почитателей казачьей старины нередко можно встретить шовинистические настроения. Поэтому считаю своим долгом напомнить, что для атамана Дутова и оренбургского казачества национальный шовинизм был не только чужд, но и враждебен. Прекрасно понимая специфику региона, Дутов с уважением относился к национальному самоопределению всех населявших его народов. Атаман боролся со всеми проявлениями национального шовинизма, причем как с русофобией казахских и башкирских националистов, так и с антисемитизмом русского и казачьего населения.
«Мы боремся за свободу веры, — чтобы катаржанин-коммунист не издевался ни над Евангелием, ни над Кораном, ни над священником, ни над муллой» (из казачьей листовки 1918 года).
Оренбургские казаки начала XX века боролись за демократию, федерализм и межнациональный мир в регионе. Боролись не на словах, а на деле, проливая свою кровь в борьбе с узурпаторами. Какова цель существования современного казачества в Оренбуржье? Вопрос, увы риторический…