«Ведь есть о чем Бога попросить»
В третий раз съездила в Святые пещеры, что в за селом Покровка в Новосергиевском районе. Там, наверное, не побывал только ленивый. За 12 лет работы по восстановлению проделано в монастыре немало, но еще больше предстоит сделать. Меня сюда притягивает как магнитом.
Впервые попала в этот монастырь в первые годы, когда его только начали восстанавливать. Зимой, в феврале. С группой паломников. Погодка услужила — такой буран был, что машину сносило с дороги. Честно говоря, от первой поездки воспоминаний почему-то почти не осталось — одни эмоции. Помню, что уехали в полдень от Никольского собора туда, а вернулись в город только в полночь. И на долгие годы осталось в душе желание вернуться. Обязательно вернуться.
Второй раз нас туда привела нужда года через три. Но тут поехали спонтанно, одни, на машине. Прибыли к вечеру, когда в монастыре уже не было ни туристов, ни паломников. Не могу сказать, сколько времени мы провели в подземелье, но сторож, встретивший нас, который не хуже любого местного гида знает каждый камушек в пещерах, устроил нам такую экскурсию, которую не получить при большом количестве людей. В тот раз мы увидели гораздо больше, чем можно увидеть в группе с паломниками.
В третий раз вырвалась в монастырь Николая Чудотворца уже по работе. Разительные перемены, если сравнивать с тем, что было десять лет назад. Место стало таким оживленным, стройка идет полным ходом. Святыня возрождается.
Несколько удивили некоторые гости в последнюю поездку. Когда возвращались, наша проводница сказала:
– Первая от храма будет келья поминальная, — напомнила она паломникам. — Туда можно заходить по пять-шесть человек, сколько уместитесь. Ближе к выходу будет келья Зосимы. Зайдите туда тоже, приклонитесь. Ведь есть о чем Бога попросить. Поблагодарить тоже обязательно нужно. Мы просим, когда нам плохо, а благодарить, как часто бывает, забываем. Молитесь и верьте. Обязательно верьте. Господь сказал: «По вере ваше вам воздастся». Здесь, в этих пещерах, каждая песчинка, каждый камушек намолен. И если вы действительно искренне, от души, помолитесь — Господь обязательно вас услышит и поможет. Вы будете идти впереди, а я за вами следом — гасить подсветочку.
Дойдя обратно до кельи Зосимы, один из паломников спросил:
– И чего у него можно попросить?
– Помолитесь… — растерялась от такого вопроса проводница.
– Поблагодарите, — добавил другой паломник.
– Поблагодарите Господа, что оказались в таком месте. Потому что человек не сам сюда идет, а Господь его приводит, — закончила проводница.
То ли жадность в людях так глубоко засела, то ли еще что… Раз вот так с ходу первая мысль «о чем попросить?».
Кто-то из приезжавших сюда до нас умудрился воткнуть в маленькую трещину в своде пещеры монету. Местным такие действия паломников не нравятся — разрушают святыню, захламляют своими записками, надписями на стенах.
Зачем? Вот монеты в стены зачем втыкать? Чтобы вернуться, или взятка Богу? Какие-то дикие выдуманные традиции и приметы. Не умеют наши люди сохранять то, что другие строят.
Каждый, кто побывал в подземелье, знает как там легко дышится. В последнюю поездку, когда на улице стояла жара, я несколько раз возвращалась в пещеры, чтобы еще подышать, уже после окончания экскурсии. Одна. Не хотелось выходить.
Я не знаю чем это место меня так притягивает. Уезжала оттуда с ощущением, что обязательно вернусь снова. Но только хочется как во второй раз. Даже больше. Так, чтобы остаться наедите с Богом там. И чтобы не было вокруг больше ни души.