Курс молодого демонстранта

Курс молодого демонстранта

 Сходила 7 октября на митинг «За достойный труд в мире без войн и санкций!» на площади Гагарина. Когда маршрутка ехала мимо памятника, пассажиры прильнули к окнам — ого, какая толпа собралась с флагами. Даже водитель оглянулся в попытке разглядеть действо через салон.

– Опять Берга чествовать будут или Путина, — прозорливо отметили мои попутчики.

На этом интерес к толпе на площади у них пропал. Я вышла, а маршрутка покатилась дальше, увозя тех, кому уже до лампочки эти массовые мероприятия. На парковке стояли два автобуса — один газпромовский, у второго по всем бортам надписи и значки «Дети».

Сами «дети» тихо замерзали на площади, увешанные транспарантами, «бунтарскими» наклейками и прочей протестной атрибутикой.

– А может по-тихому свалим, а? — борясь с дрожью, пролепетала посиневшая девчушка рядом стоящему парню. — В такой толпе кто нас заметит?

– Ага, свалишь тут, — пробурчал он. — Потерпи, скоро уже.

Нехорошо, скажете, подслушивать чужие разговоры. Каюсь. Но не шмогла я, не-шмо-гла… Удержаться и не побродить в толпе, вынюхивая настрой митингующих. Небольшая кучка протестантов постарше, притаившись в стороне, со знанием дела распаковывала пакеты со снедью — эти уже опытные, знают, как правильно на митинги надо ходить.

– Достааа-вай, — в полголоса скомандовал мужчина с красными ушами.

Отработанными движениями профессиональных демонстрантов товарищи сдвинули спины, прикрываясь от любопытных объективов и зоркого ока начальства, и пластиковые стаканчики заодно. Им бы мастер-классы проводить для тех замерзающих студентов, мечтающих «свалить по-тихому». Они знают все дипломатические тонкости митингового дела. Старожилы поймут, о чем я — как в советское время народ ходил на демонстрации.

Первомай. Праздник ведь! Некоторые мужики успевали нахрюкаться еще не дойдя до финиша. Готовились основательно, делили по-братски принесенные бутерброды на закуску. Хоть туда тоже сгоняли всех в добровольно-принудительном порядке, но народ умел получать от этого удовольствие.

И вот этот кусочек совка на современном митинге меня тронул до слез.

Митинг объявили открытым. Стоит отдать должное организаторам — не стали они тянуть кота за… хвост. Регламент был кратким и без лишней возни. Выступающие быстро зачитали свои тексты и уже через полчаса приняли резолюцию. Получился такой митинг в поддержку правительства при поддержке самого правительства.

Вице-губернатор по социальным вопросам Павел Самсонов вещал у подножия постамента о том, как доблестно наше правительство во главе с Юрием Бергом поддерживает курс Путина. Ура, товарищи! И не сломить Россию западным санкциями. Ура, граждане! В общем — примерно в таком духе. На этом пропал мой интерес к выступающим. Ухо улавливало звуки в фоновом режиме, пока я рыскала в поисках хорошей точки для съемки. Или симпатичных кадров. Кстати, неудачно.

А люди в это время обсуждали наболевшие проблемы: аграрного сектора — «Чем в зиму лучше укрывать виноград»; перспективы авторынка — «Как грамотно и выгодно продать автомобиль»; жилищно-коммунальные условия — «Как правильно выбирать унитаз»; продовольственные вопросы — «В каких магазинах ожидаются хорошие скидки на куриные тушки»; разбирались в тонкостях банковского дела — «Как взять ипотеку и не остаться без трусов»; спорили на тему международных отношений — «Что круче — джип или наша Нива»; уделили внимание и прогнозированию — «Где в городе есть классная гадалка».

В режим активного восприятия меня переключили слова о том, что пришло время принять резолюцию. Здесь должны были прозвучать выводы и ключевые моменты. Прозвучали:

«Наступил кульминационный момент и участники единодушно приняли резолюцию, в которой высказали свою поддержку президентского курса в отстаивании интересов страны, потребовали от российского правительства обеспечения защиты отечественного товаропроизводителя и поддержки аграрного сектора, обеспечения уровня цен на автомобильное топливо, отмены Государственной думой подоходного налога. Также настоятельно рекомендовали правительству не допускать снижение размера заработной платы ниже уровня прожиточного минимума. Потребовали они и финансового обеспечения индексации заработной платы бюджетникам без увеличения нагрузки на работников. А работодатели, по мнению участника, должны ежегодно повышать заработную плату своим сотрудникам не менее, чем на 15%; а также создавать новые рабочие места. Организаторы обратились к товаропроизводителям и торговым организациям просьбой не спекулировать на введенных санкциях против России и сдерживать рост цен. На профсоюзные организации возложили обязанность по мониторингу цен на социально важные товары и продукты питания».

Как только с «трибуны» прозвучали слова об окончании мероприятия, площадь опустела едва ли не мгновенно. А мы еще побеседовали с Владимиром Новиковым, который, пока шел митинг, активно общался с молодежью. Насколько я поняла — он не был ни одним из организаторов, ни одним из участников. Он «прощупывал» обстановку, изучал настрой людей и заодно проводил профилактические беседы. Кстати, бодренький такой — в рубашке и пиджаке, при галстуке. В такой-то холод. В приподнятом настроении.

– Мы в 90-е годы с профсоюзами на митинги собирали по 5 тысяч человек! — сказал он мне. — Сегодня: среднего возраста не было, работников реальных не было, здесь были одни учащиеся и организованные работники. У людей падает доверие к таким организациям. Они не видят «выхлопа» от таких мероприятий. С другой стороны, и у нас сейчас мало людей приходит. Очень мало. То есть все бурчат, возмущаются, а выйти не хотят. Старшее поколение — понятно. Оно разочаровано и только на скамейках может недовольство выражать. Среднее поколение, если не спилось, то забито, занято мыслями «как заработать?», «как поддержать свою семью?». Они не видят, что через митинги ему можно помочь. И они правы в каком плане — пока мы не организуемся, пока жестко не почувствуем, эти митинги действительно ничего не решат.

Владимир Новиков акцентирует внимание на том, что народ, являясь источником власти, сам этого не осознает. Отсюда нежелание ходить на выборы и безразличное отношение к тому, кто находится во власти. Лидер коммунистов надеется на молодое поколение, на то, что удастся воспитать из них социально ответственных граждан, неравнодушных к происходящим в обществе и политике процессам.

– Современная молодежь более любопытна, более требовательна. Она не будет так вот ждать. Она будет жестче. Говорят, что санкции дадут какую-то пользу. Но санкции не дадут пользу. Вы обратили внимание — за эти полгода мы почувствовали, что у нас отрасли какие-то поднялись? Одни цены только поднялись.

По мнению руководителя оренбургской ячейки КПРФ, власть, зачищая сегодня поле на выборах, от неугодных кандидатов, сильно рискует.

– И мы их предупреждаем. Вы не хотите мирным конституционным путем уступать власть? Будет российский Майдан. Они сами к этому подводят, к сожалению.

Спрашивается — зачем нам Майдан? Лично я за то, чтобы все мирно разрулилось, без стрельбы и прочих сюрпризов. А власть, она тоже за то, чтобы без сюрпризов? Судя по таким вот игрушечным митингам, начинаешь сомневаться.

...

  • 0

Популярное

Последние новости