Упал и встать не может. Геннадий Нейфельд об оренбургском мосте через Урал
- 4 августа 2020
![Упал и встать не может. Геннадий Нейфельд об оренбургском мосте через Урал](/userfiles/picfullsize/image-1701956012_18.jpg)
Геннадий Нейфельд рассказал об истории моста, проложенного через Урал и призванного соединять Европу и Азию:
"На рубеже XIX и ХХ веков Оренбургу повезло и он стал если не окном в Европу, то полноценными воротами в Азию: благодаря экономической логике, лоббизму губернаторов Оренбуржья и росчерку пера Николая II именно через Оренбург была проложена железная дорога, соединившая европейскую и азиатскую части Российской империи. Так появилась Оренбург-Ташкентская железная дорога.
А одним из первых строений этой железной дороги стал трудяга мост через реку Урал, одной ногой расположенный в Европе, второй – в Азии.
На первой фотографии он в полной своей красе сразу после постройки в 1902 – 1904 гг.
Второй кадр - с открытки около 1915 года, фотограф сделал её с азиатского берега Урала и под пролетом видно начало набережной. Мост состоял из 4 пролетов, длина одного пролета 40 саженей или около 85 метров, а общая длина – 160 саженей или 340 метров. Опоры («быки») были сооружены в 1902 году из бутовой кладки на цементном растворе, а пролёты – в 1903 году из «литого железа».
А вот третий кадр 1909 года - машинисты локомотивов видели мост таким после этого еще 75 лет. А сам мост чего только не видел, особенно тяжко ему пришлось в гражданскую войну. Известно, что в 1919 году на протяжении всех пролётов были сожжены мостовые брусья и настил. Кроме того мост подвергался артиллерийскому обстрелу.
Но это был в будущем, а пока с дореволюционной открытки посмотрим от моста на город Оренбургъ в розовом цвете.
Время шло, паровозы сменили тепловозы, грузов становилось всё больше, мост изнашивался. Давали о себе знать «раны», полученные в лихие годы.
В итоге к 1984 году было принято решение построить параллельно ещё одну железнодорожную ветку...
а старый мост низвергнуть! Вернее, свалить его пролёты в Урал и потом разобрать на металлолом.
Более 500 тонн металла и 20 минут на всё про всё по «новой технологии», как тогда писали газеты. Такая у него судьба. Он был красив.
А "некролог" ему посвятила газета "Гудок".
Хотел сделать фотографию моста сейчас, потому что «быки», судя по снимкам со спутникам, остались на месте и держат уже новые пролёты. Но просто так к мосту не подобраться видимо, поэтому здесь как раз спутниковый снимок. Стрелкой показаны новые пролеты, которые стоят на месте того низвергнутого дореволюционного моста.
Пс. Ретро фотографии моста, а также еще более 600 фотографий старого Оренбурга, в привязке к карте (!!!) можно посмотреть здесь https://pastvu.com/p/172279
С этого же сайта почерпнул часть фотографий. С картой очень удобно представить, как город выглядел в прошлом.
А за вторую часть и справку спасибо Егору Казакову и его подборке на Яндекс.Диске https://fotki.yandex.ru/users/ego-kazakov2014/album/537868…
Надеюсь, вам было интересно. Хорошего дня!"