Пройду по Абрикосовой. Размышления о названиях оренбургских улиц

Пройду по Абрикосовой. Размышления о названиях оренбургских улиц

Портал berdskasloboda.ru о названиях улиц Оренбурга:

"Городская топонимика порой преподносит сюрпризы и заставляет недоумевать. Вроде бы понятные и привычные названия улиц, переулков и проспектов, если вслушаться, звучат несколько неприлично. Согласитесь, не очень-то приятно проживать в переулках Тупом, Глухом, Кустарном, Урюпинском, Кривом и Пустой, на улицах Халтурина, Химической, Хлопуши или, допустим, Подурова. Подурова, кстати, до 1982 года именовалась улицей Пушкина. Чувствуете разницу? И уж казалось бы ну что особенного в улице Липовой? Ан нет — не хорошие ассоциации. Не очень то светлые ассоциации при упоминании улицы Лагерной. И уж совсем плохие — при упоминании улицы Канавной.

Особняком в когорте устаревших стоят топонимы, связанные с героическим революционным прошлым нашего города. Чуть ли не половина улиц Промышленного района названа в честь рабочих Главных железнодорожных мастерских и завода «Орлес», которые принимали в революционном движении самое деятельное участие, а также именами их предшественников, ну и, разумеется, классиков марксизма-ленинизма.

Автор будет очень признателен, если ему объяснят, какое отношение к Оренбургу (в частности, к Промышленному району) имели: Август Бебель, Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Николай Добролюбов, Георгий Плеханов, Роза Люксембург, Парижская коммуна, Климент Ворошилов, Александр Герцен, Леонид Красин, Фридрих Энгельс и террорист Андрей Желябов? А улица КИМа (не фамилия между прочим, а Коммунистический интернационал молодежи)? И Коминтерна в придачу. Про МОПР (международную организацию помощи борцам революции), которая прекратила свое существование в 1947 году и в честь которой названа улица в поселке Подмаячном, и говорить нечего. Жители Подмаячного (известного еще как Шанхай) до сих пор, видимо, считают себя жертвами белого террора и залечивают старые раны «табуретовкой», приобретая ее в кварталах с девятого по 21-й.

А вот вслушайтесь в эту музыку, в этот душевный порыв отцов города прошлых лет – улица Красной Делегатки. С МОПРом и Красной Делегаткой особенно повезло жителям района за вокзалом.

По идее, название улицы должно соответствовать визуальным, историческим или, наоборот, современным признакам (впрочем, по отношению к героям революционного движения об исторических признаках лучше забыть). В полной мере таковым отвечают немногие улицы. Например, Караван-Сарайская, Набережная, Пушкинская, Гороховская, Восстания, проспект Гагарина и т.д. Однако солидная часть уличных названий явилась, очевидно, плодом нехватки воображения их авторов. Почему один из переулков в поселке Берды называется Таймырским? Почему одна из улиц в Центральном районе носит имя Дмитрия Донского? Почему название улицы, получившей его в честь газеты «Правда», пишут без кавычек? И почему в Заречном поселке до сих пор существует улица Павлика Морозова? Вероятно, в назидание проживающим поблизости дачникам? А еще улица Щерса, с кровью по сырой траве?

А Линии, которыми так богат Восточный поселок? Фантазия летает из угла в угол. По скромным подсчетам аж 85, хотя третьей части из них нет – в Санкт-Петербурге если не ошибаюсь меньше. Зато и у нас несколько Сенных проездов и три улицы Семафорных. А еще есть несколько Рядов и проездов. 5-х проездов даже два. И три Совхозных проезда.

Три улицы Рабочих, пять Паромных переулков, шесть Береговых улиц, не говоря о Садовом кольце в Ростошах? Кстати, не поверите — в городе несколько Советских.

Приятно, когда улицы называют в честь известных земляков, людей, сделавших много полезного для города и области, в честь знаменательных событий, происходивших у нас. В областном центре есть улицы Мусы Джалиля, Даля, Жуковского, Ивана Крылова, Лукиана Попова, Петра Столпянского, есть улицы, носящие имена Героев Советского Союза — уроженцев Оренбурга. Однако нам по-прежнему милее комиссар Цвиллинг, а не генерал-губернатор Крыжановский, чьими стараниями была построена Оренбургская железная дорога; Надежда Крупская, а не Сергей Гусев-Оренбургский. Или другой вопрос – вот в Санкт-Петербурге есть улица Оренбургская, сам по ней гулял, у нас есть Ленинградская. А как насчет Владивостока с нашей Владивостоксвой?

Или в Алматы с нашей Алма-Атинской? И как только Казахстан не выдвинет нам протест за искажение названия их городов? А в Ростове? Сплошные вопросы.

Очень, конечно, вдохновляет жить рабочий люд на улицах Авторемонтной, Элеваторной, Шинной, Тепловозной, Тракторной или Путепроводной. Врачам на улице Рентгена, учителям на Учительской, ученикам в переулке Ученическом, а студентам на улице Студенческой. Милиционерам на Милиционерской. Депутатам на Депутатской. Кондукторам — Кондукторской. А вот еще проезд Мясокомбината? А, каково? Как в том анекдоте: приезжаю в отпуск, а вокруг станки, станки…

Наверняка греют душу и заставляют мечтать в степном Оренбурге улицы Приволжская или Прибалтийская, несколько Набережный или Невская, улица Онежская и Онежский переулок. Или вообще сверхоригинальное название улицы — Набережная Сакмары и улица Берег Урала. Как вам?

Поэтому мы и живем в Электрическом, Рудном, Кислородном, Классном, на Шоссейной, Рыбаковской и Регенераторской, причем в названии последней так и хочется поменять первую букву".

...

  • 0

Популярное

Последние новости