Польский артхаус, до свидания. Как закончился кинофестиваль “Висла”
- 4 августа 2020

Тест и фото: Анна Федосеева
Танцы, благодарности, призы и подарки, фильм-закрытие и итоги фестиваля - в заключительном репортаже Орен1 с фестиваля польского кино “Висла”.
Официальная церемония закрытия фестиваля началась красиво. Клуб исторического танца "Вихрь времени" перенес зрителей в эпоху дворцовых балов, прекрасных дам и кавалеров. Пары притопывали в такт музыке, исполняя польский народный танец краковяк, который проявился среди жителей Краковского воеводства в XIV веке. Веселая мелодия не оставила равнодушными даже зрителей, которые расположились в креслах и на диванчиках напротив импровизированной сцены, каждый поддерживал танцоров аплодисментами и улыбками восхищения.
На "Висле" не забыли и о самом ярком событии года, о сочинском фестивале молодежи и студентов, поэтому следующий номер был как раз от студентов ОГПУ. На сцену задорно выбежали юноши и девушки в красных, белых и синих футболках и под энергичную музыку начали танцевать. Динамика мелодии и энергия молодости, которая улавливалась в каждом движении, вновь вызвала оживленные аплодисменты.
Зарядившись энергией, зрители и организаторы приготовились к награждению. Ванда Яковлевна Селивановская , председатель Оренбургской областной общественной организации культурно-просветительского центра “Червонэ Маки”, вышла на сцену и начала официальную часть с благодарности руководства кинотеатра "Синема 5" в лице директора Галины Владимировны Юриной. Ванда Яковлевна выразила признательность за совместную работу и помощь в организации фестиваля и также поблагодарила персонал кинотеатра в лице администратора.
Далее, сразу пять дипломов-благодарностей отправились в руки студентам педагогического университета, как раз эти ребята танцевали сегодня.
За информационную поддержку Ванда Яковлевна поблагодарила Евгению Ланскую, главного редактора инфослужбы "Авторадио" в Оренбурге. За многолетнее сотрудничество благодарность получила главный редактор "Антенны-Телесемь" в Оренбурге Татьяна Савина, "очень часто наши зрители говорят, что узнали о фестивале, потому что читают "Антенну-Телесемь", спасибо вам за это" - говорит Ванда Яковлевна, отдавая очередной диплом и памятный подарок. Также руководство "Медиа-тайм" получило благодарность за то, что о фестивале оренбуржцы слышали из динамиков, расположенных в каждом районе города
За погружению в атмосферу Польши XV- XIX веков организаторы поблагодарили Андрея Цаплина, руководителя клуба исторического танца "Амьен" и Викторию Кофанову, руководителя клуба исторического танца "Вихрь времени".
После чествовали зрителей кинофестиваля. Их благодарили за глубокие, серьезные отзывы, которые заставляли задуматься о новых гранях кинолент, за активное выражение своего мнения и за любовь к польскому кинематографу. Поздравили также победителей художественных и творческих конкурсов.
Волонтеры и творческая группа тоже получили свои заслуженные дипломы-благодарности. Ведь именно они на протяжении всего фестиваля помогали организаторам и зрителям, раздавали анкеты, читали рецензии, отбирали лучшие, и даже вдохновляли. Так, одна из зрительниц написала творческую работу по роману Джозефа Конрада-Коженёвского, прочитав произведение за ночь. Потому что услышала о творчестве писателя от волонтера и очень заинтересовалась.
Официальная часть подошла к концу и всех присутствующих пригласили в зал для просмотра фильма-закрытия "Красный паук", режиссера Марцина Кошалки. В основу фильма положена реальная история Кароля Кота, серийного убийцы, действующего в Кракове в 60-е годы, известного также как "Вампир из Кракова".
На экране история юноши Кароля Кремера, который окончил школу, собирается поступать по желанию родителей в медицинский институт и выигрывает в местных соревнованиях по прыжкам в воду. Обычный ритм жизни Кароля меняется, когда в безлюдном уголке парка он замечает труп мальчика и понимает, что мужчина, которого он только что встретил – серийный убийца, о котором постоянно говорит полиция и ведущие новостей. Юноша начинает следить за убийцей, которого называют "Красный паук", и превращается в одержимого. Он следует за ним по пятам, интересная деталь фильма - автобусы, в которых перемещаются убийца и тот, кто считает его кумиром. В толпе пассажиров, занятых своими мыслями, никто и представить не может, что на счету соседа по поручню несколько жестоких убийств и именно он держит в страхе весь город.
Кароль влюбляется в местную журналистку, которая заинтересовалась его спортивными успехами, но и она становиться жертвой. Здесь сложно сказать, становится ли "темная сторона" Кароля сильнее любви или нет. Но это явно переломный момент киноленты. С одной стороны, юноша вроде прощает "пауку" убийство, когда при встрече он не может его ударить, а с другой он идет в полицию и признается в серии убийств, которых не совершал. Вся грязная слава, интерес журналистов и простых людей, достается Каролю.
Именно такой сложной и неоднозначной картиной завершился фестиваль польского кино "Висла", который за дни своей работы показал зрителям действительно сильные работы польских режиссеров. Радует, что в рамках фестиваля оренбургский зритель смог увидеть не только работы выдающихся кинематографистов вроде Ежи Сколимовского, но и работы молодых и талантливых польских режиссеров. Фестиваль, показывая фильмы одной страны, развивает любовь и интерес не столько к польскому, сколько к европейскому артхаусу в целом.
Многие польские режиссеры стараются понять натуру человека и разобраться в странностях его характера, им важно понять, чем обусловлено и мотивированно то или иное поведение человека в конкретных жизненных ситуациях. Видно, что цель многих - разобраться в странностях определенного человека. Так, в фильме "Последняя семья" первая и последняя сцены фильма - признание художника в том, что он всегда хотел кого-нибудь изнасиловать – скрытое желание человека, которое есть в каждом, а его поведение во время болезней и похорон родственников, когда герой снимает всё на камеру объясняется его творческой натурой.
В фильме "Красный паук" молодой парень, в жизни которого всё складывалось, оказывается одержим жестокими убийствами, и берет на себя вину за преступления, которые не совершал, режиссер призывает зрителя задуматься о том, почему так происходит. В фильме "Лес. 4 часа утра" главный герой, потеряв дочь, понимает, что ему незачем жить и принимает решение уйти в лес, где вновь теряет дорогого человека и роет руками яму, в которой продолжает спать. У всех этих героев свои странности, свои фетиши, своя реакция на всё то, что происходит с ними и в их жизни.
Радует, что на фестивале временные рамки расширены, показаны фильмы разных временных эпох, здесь и Вторая мировая война, и семидесятые годы, и наше время.
Зрительские залы кинотеатра были полными, а это значит, что интерес к польскому кинематографу не угасает. Фестиваль "Висла" - шанс составить мнение о польской культуре в целом, ведь это не только показ фильмов, но и культурная программа с её мастер классами, творческими конкурсами и обсуждениями.
Юбилейный фестиваль "Висла" удался! И главное тому подтверждение - благодарность зрителей, их искреннее сожаление, что дни, наполненные Польшей прошли, и преданное ожидание следующего кинофестиваля через год.
Подробный фотоотчёт смотрите в группе Орен1 ВКонтакте.
Все публикации Орен1 о Фестивале польского кино в 2017 г. - смотрите по ссылке.