"Золотой" магнат Оренбуржья. Анастасия Шипилова о жизни Закира Рамиева

"Золотой" магнат Оренбуржья. Анастасия Шипилова о жизни Закира Рамиева

Блогер Анастасия Шипилова рассказала об истории жизни мецената и поэта Закира Рамиева:

"Дэрдменд Рамиев Мухамметзакир Мухамметсадык улы (1859 — 1921) — золотопромышленник, один из богатейших людей России, меценат, поэт. Не издал ни одной своей книги. Поэзии Дэрдменда свойственны трагическое восприятие мира, философичность образной системы, изящество стиля, тонкий лиризм и глубокий психологизм. Перевёл на татарский язык произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Оказал влияние на развитие татарской поэзии ХХ века.

В татарстанской литературе последних лет писли, что Рамиев после революции не захотел покинуть Россию, добровольно передал государству свои предприятия и умер от голода.

На самом деле исход был несколько другой

Будущий золотопромышленник, издатель, меценат и поэт Мухамметзакир (Закир) Мухаммедсадыкович(Садыкович) Рамиев родился 23 ноября 1859 г. в с. Зирган (Жиргэн) Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии в семье преуспевающего купца. Отец Закир Рамиева, Мухаммадсадык в 1862 году приобрел мыловаренный завод в Оренбургской губернии, а через семь лет открыл свой первый прииск по добыче золота. Впоследствии он стал одним из самых успешных золотодобытчиков на юго-восточном Урале. К концу жизни имел около 20 шахт и приисков.

В 1872 г. семья переехала в с. Юлук Орского уезда в Оренбургской губернии.

Грамоте Закира и его брата Шакира учила мать — и татарской и русской. Потом они учились в начальной мусульманской школе, после нее две зимы в городе Орске, после чего — в медресе в деревне Муллакаево, что находилась в 70 километрах от родительского дома. Оттуда Закир уехал почти на два года в Турцию. Учился в Стамбуле, посещал занятия в университете, общался с поэтами и писателями. Там он перевел несколько рассказов с турецкого и пробовал сочинять стихи.

После учебы в Турции Закир Рамиев возвращается на родину и некоторое время живет в Орске — центре необжитого уезда. Здесь он занимался торговлей, а летние месяцы проводил на золотых приисках отца. На второй год по возвращении из Турции он женился на Махубджамал Бурнаевой – дочери известного еще со времен Орской крепости купца Бурнаева Мустафы Мусича, который избирался членом Орской городской думы 4-х созывов, с 1880 по 1891 гг.У них родились восемь детей.

Первое стихотворение З. Рамиева «Кал?мг? хитаб» (Обращение к перу), напечатанное под псевдонимом Дэрдеменд, относится к 1906 г. Оно было опубликовано в газете «Казан м?хбире» (Казанский вестник). Последующие сочинения поэта печатались на страницах газеты «Вакыт» (Время) и журнала «Шура» (Совет). В 1910 г. на татарском языке вышла небольшая книжка Дэрдеменда для детей «Балалар ?чен вак хик?ял?р» (Небольшие рассказы для детей). Являясь крупным книжным издателем и обладателем хорошо оснащенной типографии, Дэрдеменд своих книг больше не издавал.

Закир Рамиев активно участвовал в общественной жизни Оренбурга и обширной губернии. Несколько раз избирался в Оренбургскую Городскую думу, был членом губернского бюро кадетской партии. В 1906 году его избрали депутатом I Государственной Думы, где он входил в мусульманскую фракцию. Рамиевы были активными участниками национального движения в России. Выступали за равноправие татар, башкир и других народов с титульным населением страны. Принимали участие в создании партии «Иттифак аль-муслимин» (Союз мусульман). З. Рамиев участвовал в работе второго подготовительного закрытого съезда в Санкт-Петербурге в январе 1906 г. Закир Рамиев входил в состав бюро Оренбургского мусульманского благотворительного общества «Ж?мгыяте х?йрия», с 1912 г. возглавлял Общество помощи нуждающимся учителям и шакирдам губернии. Дочь поэта Зайнап Рамиева-Валиева в 1910-е гг. входила в руководство Оренбургского мусульманского женского общества.

(Редакция Закира Рамиева)

Братья Рамиевы часто оказывали единовременную денежную помощь крупным медресе, были членами попечительского совета медресе «Хусаиния». После февральских событий 1917 г. он участвовал во Втором Всероссийском съезде мусульман, где был избран членом Назарята (министерства) финансов будущего временного национального правительства.

При жизни Мухамметзакир Рамиев был довольно широко известен среди родных его душе татар как создатель совместно с братом Мухаммадшакиром газеты «Вакыт» («Время») и журнала «Шура» («Совет»), издатель книг татарских писателей, как покровитель десятков национальных школ в Оренбургском крае, студентов-татар, учившихся в высших учебных заведениях России и зарубежных стран, строительства мечетей. С конца XIX в. братья Рамиевы активно участвовали в создании национальных школ на местах, обеспечении их хорошими учителями. В поселках и селах большинства приисков их жены организовывали школы, кружки рукоделия для девочек. В большинстве сел создавались библиотеки.

Мечтой братьев было издание газеты на родном языке. Г. Ибрагимов в 1922 г. писал: «Рашид кадий (Ибрагимов), Хади Максуди, золотодобытчики Рамиевы лелеяли идею создать одну газету под каким-нибудь названием. В начале февраля 1906 г. Рамиевы получили разрешение на издание газеты «Вакыт» (Время). Закир Рамиев был издателем, на пост редактора был определен писатель Ф. Карими. Солидарность и творческая дружба между Каримовыми и Рамиевыми зародилась намного раньше. В 1899 г., когда Шакир Рамиев намеревался совершить путешествие по странам Европы, ему в качестве спутника-переводчика предложили Фатиха Карими. А когда ахун Бугульминского уезда Г. Каримов, отец писателя, решил взяться за печатание книг, обосновавшись в Оренбурге, именно братья Рамиевы и купец из Оренбурга Г. Хусаинов протянули ему руку помощи при покупке дома и типографии.

Первый номер газеты вышел 21 февраля 1906 г. Вскоре она превратилась в самую читаемую, авторитетную в татарском обществе газету. «“Вакыт” — национально-либеральная газета. Выпускается в Оренбурге. Была закрыта в 1918 г., после выхода 2 309 номеров. Осторожна в политических проблемах, в вопросах религии и нации указывала направление национальной периодике, следовавшей за ней. Уделяла много внимания проблемам образования, языка и литературы, культуры, приветствовала распространение музыкального искусства, последовательно защищала обучение в государственных школах.

В декабре 1907 г. Рамиевы получили разрешение и на издание журнала «Шура» (Совет). Первый номер увидел свет 10 января 1908 г. Выходил он два раза в месяц. Редактором был Риза Фахретдин. По оценке исследователя И. Рамиева, это был «самый видный среди татарских журналов». В редакциях газеты и журнала работали известные журналисты и писатели той эпохи: Б. Шараф, Г. Баттал, Ш. Камал, Д. Валиди, К. Бакир и др.

Начав издание газеты «Вакыт», Рамиевы сразу же приобрели в Оренбурге рядом с усадьбой Шакира большой дом для работников редакции. В одной из его секций в разные годы жили семьи сотрудников редакции. В остальной же части дома многочисленная семья редактора журнала «Шура» Р. Фахретдина. Рядом с усадьбой Закира Рамиева было куплено здание и переоборудовано под типографию. С 1 января 1909 г. «Вакыт» и «Шура» уже печатались там, что заметно улучшило полиграфическое качество изданий.

С печатью «Типография «Вакыт» начинали издаваться литературные, общественно-культурные, исторические книги и учебники. До конца января 1918 г. она принадлежала Рамиевым и выпустила более 150 книг.

Часть изданной в те годы в Оренбурге русской и казахской периодики тоже печаталась в «Типографии «Вакыт». Газета «Казах», имевшая большой авторитет среди казахов и внесшая значительный вклад в развитие самосознания своего народа, а также восемь книг на казахском языке — плод работы типографии Рамиевых. Там же печатались еще несколько татарских периодических изданий, в том числе и журнал «Карчыга» (Ястреб).

Содержа свою собственную типографию, братья не стремились к материальной выгоде, а ставили целью служение своему народу. Типография продолжала свою работу и после установления советской власти в Оренбурге.

23 января 1918 года власть в Оренбурге перешла в руки большевиков. Перестали выходить «Вакыт» и «Шура». Вместе с заведующим типографией Валиевым Закир Рамиев лично передал типографию Совету рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Старшего брата к этому времени уже не было в живых. Мухаммедшакир Рамиев тяжело заболел и умер в марте 1912 г. Через месяц, оставив в Оренбурге свой дом, имущество, богатейшую библиотеку, 59-летний Закир Рамиев переезжает с семьей в Орск, поближе к своим приискам, которые тоже были вскоре национализированы. В январе 1919 г. он участвовал в конференции по улучшению татарской письменности, проводившейся в Казани. Это был его последний приезд в Казань..

Он не замыкается в себе. Общается в Орске с молодым и довольно образованным комиссаром по национальным делам Абдуллой Давлетшиным, встречается с местной интеллигенцией. Осенью 1921 года после поездки в Оренбург на похороны умершей от тифа старшей дочери Уммугульсум Закир Рамиев тяжело заболел тифом и через неделю умер. Это случилось 9 октября 1921 года в городе Орске. Похоронен на кладбище казачьего села Ильяс в трех километрах от города, где обычно хоронили известных людей. Это село осталось сейчас в центре новой части города Орска. А на месте кладбища в 1941 г. был построен оборонный завод. Перестало биться сердце патриота, который на собственные средства построил десятки мечетей, школ и больниц на территории современного Татарстана, Башкортостана и Оренбургской области, который внес немалый вклад в развитие культуры, образования татарского и башкирского народов. Память о нем чтят не только в Татарстане, но и во всем татарском мире".

...

  • 0

Популярное

Последние новости